Главная \ история

Экскурсия по Дивеевскому монастырю

Вид с Богородичной Канавки на монастырский садик, Благовещенский и Преображенский соборы. Фото Александр Смирнов
Вид с Богородичной Канавки на монастырский садик, Благовещенский и Преображенский соборы. Фото Александр Смирнов

Дорогие друзья! Дивеево открывается по-новому каждый раз как получается сюда приехать. Изначально приезжал как турист, потом стал паломником. Сейчас с огромным желанием организую многодневные путешествия в это чудесное благодатное место. Ознакомиться с подробнейшей программой тура из Москвы в Дивеево можно на сайте Дивное Дивеево в разделе Туры в Дивеево из Москвы.

Также приглашаю Вас в поездки по Святым Дивеевским местам. На Ваш выбор предлагается несколько лучших мест для посещения паломниками вблизи Дивеева. С моей помощью Вы сможете окунуться на источнике Батюшки Серафима в Цыгановке, помолиться на Богородичной тропе в Царском скиту, прикоснуться и исцелиться по молитве на камнях Батюшки Серафима, посетить храмы в Арзамасе, Суворово, монастырь в Санаксарах, Болдино, съездить в другие города из Дивеева. Ознакомиться с поездками из Дивеево можно на сайте Дивное Дивеево в разделе Поездки из Дивеева.

В паломническом центре монастыря есть услуга - экскурсия по монастырю. Я впервые за три года поездок прошёл по монастырю с экскурсией. И у меня появилось желание поделиться полученной информацией с читателями. Думаю, что будет правильным оставить в самом начале ссылку на пожертвование с официального сайта обители - https://diveevo-monastyr.ru/donate

Собор Казанской иконы Божией Матери Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Фото Александр Смирнов
Собор Казанской иконы Божией Матери Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Фото Александр Смирнов

И ведь какая потрясающая история открылась! Казанский Собор как открылся по-новому! И истории о Дивеевских Блаженных, доводящие до слёз. С вашего позволения начну с личной истории, связанной именно с Казанским собором.

Стою в Троицком Соборе у копии прижизненного портрета Батюшки Серафима. Мыслей ноль. Вопросов ноль. Улыбка только и слёзы на глазах. Тихий голос сзади - "Можно попросить Вас помочь"? Оборачиваюсь, стоит Матушка и тоже улыбается так и зовёт за собой.

Иду, помогаю грузить коробки с огарками свеч. Быстро управился, поблагодарили меня и я снова в храм, как будто что-то тянет к этому портрету. Опять стою, ощущение, что время остановилось. Снова голос - "Поможете нам икону перести"?

Мы с тихой благоговейностью (никогда иконы не носил) идём в ещё не открывшийся для паломников нижний храм Благовещенского Собора. Мне рассказывают как правильно нести икону, что нельзя лик святого к себе поворачивать, и передают мне икону.

Беру. Идём в Казанский собор. Тихо идём, неспеша. На небе синие преддождевые облака. И вдруг по дорожке, напротив Преображенского собора, луч солнца, прямо на нас! Паломники, кто рядом был, на колени падают и к иконе на поклон. Матушка остановилась, смотрит на нас, улыбается. А я стою, смущаюсь.

Через несколько секунд солнце спряталось за тучи и мы пошли дальше. Подошли мы к Казанскому собору. А дверь закрыта. Матушка и не знает что делать, ведь незнакомого человека так оставлять с иконой нельзя. Позвали охранника, стоим ждём. Минут 15 стоим. А ключа нет и нет. Тяжело держать, но держу икону. Открыли, повесили на место. А я стою и всматриваюсь в Святого. Молодой Иоанн Богослов

img_1510
Подлинники икон, перед которыми молился Батюшка Серафим. В центре Спаситель, а по краям – Пресвятая Богородица и Креститель Господень Иоанн

Мы с вами находимся в одном из самых удивительных мест на земле. Это четвертый удел Пресвятой Богородицы и один из самых больших монастырей мира. Четыре места на земле Царица Небесная взяла под особое своё покровительство, вот они и называются уделами. Первое место это Иверия, нынешняя Грузия, второе место – Святая гора Афон, третий удел Пресвятой Богородицы – в Киеве, Киево-Печерская Лавра. И в XVIII веке, из Киева, по особому благословению Пресвятой Богородицы вышла монахиня Александра. Она должна была обойти все святыни на севере России и там Царица Небесная укажет ей место, на котором будет основана такая великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда на земле. Это будет последний, четвертый удел Богородицы во вселенной.

Матушка Александра, свято веря в слова Царицы Небесной, вышла из Киева и пешком обходила все святыни, двигаясь в сторону севера России. Представляете расстояние от Киева до этих мест? А матушка была высокородной дворянкой. Три года она шла от церкви к церкви, от монастыря к монастырю. И около 1760 года она шла из Мурома в Саровскую обитель. Путь её лежал через небольшое село Дивеево. Здесь матушка устала, решила отдохнуть, присела на паперти церкви и уснула. И вот в сонном видении ей вновь явилась Пресвятая Богородица и сказала – «Вот то самое место, которое Я и велела тебе искать на севере России. Оставайся здесь и живи. И на этом месте Я воздвигну такую великую обитель, на которую низойдут все благословения, со всех Моих трёх уделов на земле – Иверии, Афона и Киева. Я всегда буду с тобой и всегда буду посещать это место».

Матушка осталась в Дивеево и первое, что она сделала по благословлению самой Царицы Небесной, хозяйки этого места, она построила каменный храм в честь Казанской иконы Матери Божией. Это самый старинный храм Дивеевской обители. Про него Батюшка Серафим говорил так – «Когда наступит конец мира всё на земле сгорит, только три церкви неразрушенными возьмутся на небо». Одна из этих трёх церквей и есть Казанская в Дивеево. Ещё он говорил, что по величию церковь эта будет подобна Иерусалимскому храму, поскольку со временем к ней будет пристроено множество пределов.

Сейчас Казанская церковь имеет тринадцать пределов, тринадцать освещенных алтарей, а мы находимся возле первых двух, которые были сделаны при жизни самого Батюшки Серафима, по его благословению. Это 30-ые годы XIX столетия. Над нами белая верхняя пристройка – церковь Рождества Христова, а мы находимся возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Строителем церкви был нижегородский помещик Михаил Васильевич Мантуров. Это первый человек, которого Батюшка Серафим исцелил благодатью Божией от тяжкого недуга. Чтобы отблагодарить Господа за такое чудесное исцеление, Мантуров взял на себя подвиг добровольной нищеты. Продал всё своё имение, был он дворянин. На вырученные деньги выстроил маленький храм, а сам поселился со своей супругой в Дивеево и прожил действительно до конца своих дней в полной нищете. Конечно он претерпел и насмешки, и укоры за такой поступок. Но никогда в своей жизни не пожалел о том, что он сделал. Потому что нижний храм Рождества Пресвятой Богородицы, как и пророчил Батюшка Серафим, это усыпальница мощей трёх начальниц Дивеевских – Преподобных Александры, Марфы и Елены. Преподобная Александра это и есть та самая матушка, которая ещё в XVIII веке пришла сюда из Киева и является основательницей обители. Мощи её будут справа. В миру её звали Агафьей Семёновной Мергуновой, богатой помещицей. Очень рано овдовела, ей было всего 26 лет. И всю оставшуюся жизнь она решила посвятить служению Господу. На её средства построены двенадцать церквей, в том числе и Казанская. Около двадцати лет она прожила в Дивееве, полностью забыв своё высокородное происхождение. Занималась самой тяжелой и черной крестьянской работой. Буквально за полгода до своей кончины, матушка исполнила последнее повеление Пресвятой Богородицы и основала вокруг выстроенной ей Казанской церкви небольшую женскую общину, которая явилась основой будущей великой Дивеевской обители.

В центре этого маленького храма будут мощи преподобной Марфы. Эта удивительная крестьянская девушка пришла сюда в тринадцать лет. И по благословению Батюшки Серафима несла подвиг молчальничества. Старец очень её любил и доверял все тайны будущего Дивеева. Он называл её начальницей Дивеевских сестёр в Царствии Небесном. Она отошла ко Господу в 19 лет, подорвавшись на тяжелых работах по постройке этих церквей.

И третьи мощи, которые будут стоять в храме справа это мощи Преподобной Елены. И вот её история просто удивительна. В миру она была родной сестрой Михаила Васильевича Мантурова, который и построил церкви. В 17 лет она уже готова была выйти замуж, всё было готово к свадьбе. О духовной жизни она не задумывалась, а мир духовный был для неё закрыт. Но мир этот сам ей напомнил о себе. Она была поражена видением – нечистой силой в виде дракона в небе, который пытался её поглотить. И конечно она очень испугалась и дала Пресвятой Богородице обещание – если она избавит её от этого страшного змея, она никогда не выйдет замуж и уйдёт в монастырь. Змей исчез. А Елена полностью переменила свою жизнь. Больше ни о чём не могла думать – только о монастыре. И по благословению Батюшки Серафима она поступила в Дивеевскую общину. И вот однажды брат её, будучи далеко от Дивеева, так тяжело заболел, что Батюшка Серафим духом провидел – болезнь эта к смерти, он должен умереть. И вот он вызвал Елену и сказал – «Матушка, брат твой тяжко болен и должен умереть. Но труды его ещё нужны обители, поэтому вот тебе послушание – умри вместо него». «Благословите, Батюшка» – только и ответила она и через три дня мирно отошла ко Господу, было ей всего 27 лет. И конечно многим современным людям трудно понять, как это можно умереть за послушание. Думают, что, наверное, заболела, и от болезни так быстро и скончалась. Но на самом деле кончина Елены была блаженной и совершенно безболезненной. Она переступила порог своей кельи и упала. И когда сёстры стали её поднимать, она им сказала – «Я уже боле не встану». Батюшка Серафим на всё смотрел духовными очами, он видел, что Елена как Ангел во плоти, её душа готова к Царствию Небесному. А вот её брату нужно было ещё остаться здесь на земле чтобы поработать для обители и это Царствие Божие заслужить. Нужно отдать должное, Михаил Васильевич прожил после смерти своей сестры ещё 26 лет, то есть ровно те года, которые она ему и отдала. Не только все свои средства, он оставил здесь всю свою жизнь без остатка на служение Четвёртому Уделу Пресвятой Богородицы.

Хочу обратить ваше внимание, что на левой стене храма, напротив мощей Преподобной Елены находятся подлинники икон, перед которыми молился Батюшка Серафим. Это три иконы – в центре Спаситель, а по краям – Пресвятая Богородица и Креститель Господень Иоанн и при желании к ним тоже можно приложиться.

Казанскую церковь построила сама Матушка Александра – первоначальница обители. Можно обратить внимание – какую необычную архитектуру имеет Казанская церковь. Это благодаря тому, что она строилась поэтапно, постепенно. То, что построила матушка Александра находится под большим центральным куполом и это как-бы ядро всего комплекса. А основной вход в церковь находится рядом с местом, где были пристроены к паперти Казанской церкви две маленькие Рождественские – Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. То есть видно, что комплекс Казанской церкви состоит из трёх церквей, здесь находится два входа – в нижний и в верхний, где и почивают мощи семерых жен Дивеевских. В нижнем храме – трое Преподобных – Александры, Марфы и Елены, а в верхнем храме почивают мощи Дивеевских Блаженных – Пелагеи, Параскевы и Марии и мощи ново мученицы Матроны Дивеевской.

Изображение
Фонтан с ангелами в Дивеевском монастыре. Фото Александр Смирнов

Блаженные занимают особое место в истории обители. Это редкие люди и на земле их очень мало. Выбирает их сам Господь. Невозможно стать Блаженным по своему желанию. Конечно, не случайно Батюшка Серафим поселил в Дивеево Блаженных. Как мы знаем – здесь место особое. Здесь Пресвятая Богородица изливается со всех Трёх Уделов. И обилие этой благодати порождает противоположные силы. Здесь серьёзные духовные искушения, и чтобы помочь сёстрам с этим справиться, старец поселил здесь Блаженных. Потому что это люди, которые видят духовный мир своими глазами так ясно, как мы с вами видим друг друга. Все Блаженные в Дивеево имели преемственность. Это значит, что одна сменяла другую, и это было очень важно. Следующая приходила на место предыдущей, не раньше и не позже, а ровно в день похорон.

По благословению самого Батюшки Серафима первой сюда пришла Пелагея Ивановна Серебренникова, её мощи – справа. Она происходила из богатого купеческого рода города Арзамаса. И несмотря на то, что её насильно отдали замуж, её семейная жизнь не сложилась, она была избранницей Божией и она была не предуготовлена для семейной жизни. А супруг и мать этого не понимали. И решила повести Пелагею в Саровский лес, к старцу Серафиму, на вразумление. Они надеялись, что старец приведёт её в нормальное состояние и она станет обыкновенным человеком. Ведь родные стали полагать, что она была не в себе и её надо вылечить. Но когда Батюшка увидел Пелагею среди множества народа, который окружал его келью, он выбрал её одну. Он долго с ней беседовал, в конце беседы вручил ей четки и сказал – «Иди, матушка, в мой монастырь, многие через тебя спасутся, и ты будешь Свет Миру». Вот так и случилось. Первая блаженная прожила в монастыре до своей кончины в течение сорока семи лет. Ничего не делали без её ведома и благословения. И когда Пелагея отошла ко Господу, её тело девять дней пролежало в душном храме не только без признаков тления, оно издавало благоухание, которое ощущали все, кто пришёл проститься с Блаженной. То есть уже тогда, Господь всем показал, что на его избранницу не действуют наши земные законы тления, ведь всем известно, что происходит с телом человека после смерти. А тело Блаженной не только благоухало, множество чудес и исцелений было уже при похоронах.

Перед кончиной она назвала имя своей преемницы. И была это Прасковья Ивановна, так называемая Паша Саровская, мощи которой находятся по центру храма. Когда Паша пришла в монастырь, ей было 90 лет. А до этого 30 лет она прожила в Саровском лесу, в пещере, которую выкопала собственными руками. Не трудно посчитать, что в лес она пришла, когда ей было 60 лет. И можно представить, что женщина живет с 60 до 90 лет в лесу, без одежды, еды, вообще без средств существования. Мало этого, когда Паша пришла в монастырь, здесь она ещё 30 лет прожила, до своей кончины. И в 1915 году ото шла ко Господу в возрасте 120 лет.

В 1903 году домик Паши Саровской посетил царь – император Николай II с супругой Александрой. Домик этот сохранился до сих пор, сейчас там монастырский музей с очень интересной экспозицией, он открыт для посещения. Можно побывать в келье Батюшки Серафима, там реконструирована келья Старца и келья самой Паши, где она принимала императора Николая II. Заранее зная о приходе таких высокопоставленных гостей, Блаженная приготовилась к приходу царя очень странно. Она приказала вынести из своей кельи все стулья и усадила царскую чету прямо на ковёр. Кто мог себе такое позволить – усадить царя на пол? Только Блаженные, им закон не писан, это люди не от мира сего. Но царь знал к кому он шёл. Он смиренно опустился на ковёр вместе со своей супругой. Всё это Паша сделала не случайно. Не по тому, что она не уважала царя. Таким образом она хотела показать им – что ждёт их впереди, предсказывая события 17-го года. Революция, падение престола, прекращение династии, крах империи и море крови, которая разольется по всей России. Это был 1903 год и ничто не предвещало таких страшных событий. Царица прямо сказала – «Я Вам не верю, этого не может быть». Тогда Паша вынула кусок красной ткани и дала царице со словами – «Вот твоему сынишке на штанишки, когда он родится, тогда и поймёшь». Тем самым она предсказывает рождение долгожданного наследника – цесаревича Алексея. И обратите внимание, что даже цвет ткани, которая дала Паша, был не случайным – красным. Да, цесаревич родился, но был болен тяжелейшим наследственным заболеванием гемофилией, не свёртываемостью крови.

На смену Паше пришла блаженная Мария Ивановна, её мощи находятся с краю слева. И вот маленький пример из её жизни, чтобы было понятно – как же принимали Дивеевские Блаженные. Однажды к ней пришёл благодетель обители. Не только богатый, но и образованный человек того времени, и спросил – «Мария Ивановна, мне врачи прописали пить йод, что скажешь?». Она ему отвечает – «Не пей йод, йод прожигает сердце. Пей йодистый калий». Он был сражён её ответом, ведь перед ним сидела совершенно безграмотная старушка. Она в 13 лет осиротела и конечно никакого образования не получила. Она и в школу то не ходила. И вот удивлённый такими научными терминами он спросил – «Мария Ивановна, откуда ты всё это знаешь?» Она улыбнулась и ответила – «Я окончила университет». Сказала она и показала пальцем в небо. При этом слово университет она сказала по слогам, потому что слово это было ей совершенно не знакомо, она его еле выговорила. Вот этот пример показывает, что Дивеевские Блаженные ничего не говорили от себя. Всё что они слышали от Господа они передавали людям, и помогали не только сёстрам обители. Уже в те годы множество людей со всех уголков России стекались в Дивеево чтобы получить утешение, поддержку, помощь. И вот сейчас, как и раньше, никто от Дивеевских Блаженных не уходит не услышанным и не утешенным. Все по вере от их мощей получают благодатную помощь и исцеление.

В 1927 году, когда Дивеевский монастырь был разорён большевиками, последнюю Блаженную Марию Ивановну выгнали вместе с остальными сёстрами. Ниточка преемственности была прервана, и таких признанных Блаженных, какие были раньше в монастыре, сейчас нет. Рядом с мощами трёх Блаженных в этом же пределе Казанской церкви находится ещё одни мощи. Это ново мученица исповедница Матрона Дивеевская. Эта сестра обители, которая пострадала уже после разорения монастыря, она просидела в сталинских лагерях 18 лет и осуждали её три раза подряд. Притом, что третий раз по старому делу, за которое она уже 10 лет отсидела. Но ни слова упрёка, ни слова укора никто никогда не слышал из уст Матроны, только терпение, смирение, молчание и послушание воли Божией. И вот теперь Матрона почивает в храме, а люди приходят к ней с просьбой чтобы она помолилась за нас ко Господу. Ведь она почти наша современница. Она отошла ко Господу в 1963 году, то есть совсем недавно. И Господь всем нам показывает, что и для современного человека доступно достичь такого уровня святости.

Изображение
Троицкий и Преображенский соборы в Дивеево. Фото Александр Смирнов

Многие знают, что Преподобный Серафим является строителем Дивеевской обители. Но мало кто знает, что при своей земной жизни старец здесь был всего лишь 1 раз. Когда он был молодым иеродиаконом, он шёл по монастырскому послушанию из Саровской пустыни, которая находится в 16 км от Дивеева. Батюшка прожил там всю свою жизнь. Сейчас это закрытый город – Всероссийский ядерный центр и конечно вход для обычных паломников туда не возможен. А всё, что связано с памятью Батюшки Серафима, его личные вещи и мощи старца – сейчас находятся в Дивееве. Об этом он пророчествовал и говорил ещё при своей жизни, что плотью своей он ляжет в Дивееве. Вот сейчас, в наше время, все эти слова исполнились. А тогда молодой иеродиакон Серафим шёл через Дивеево и застал Матушку Александру, первоначальницу обители, уже при смерти. Встреча их произошла на том месте, где мы сейчас можем видеть белую мраморную часовню. Находится она предположительно там, где раньше была келья самой Матушки, прямо на людей она смотрит с мозаичной иконы – первоначальница Дивеевской обители, преподобная матушка Александра Мельгунова. Именно здесь она дала молодому отцу Серафиму продолжить то дело, ради которого она пришла сюда из Киева, в основание последнего Удела Пресвятой Богородицы. И конечно не случайно именно отца Серафима она благословила, ведь он был избранником хозяйки этого места – Пресвятой Богородицы. Своими духовными подвигами Батюшка достиг такого совершенства и такой чистоты, что мог не только видеть Царицу Небесную, но и многажды с ней беседовал. Она ему являлась 12 раз при его земной жизни и называла его – «Любимиче мой». С её слов старец собственноручно, на листе бумаги, карандашом нарисовал план, и план этот в подлиннике сохранился. Можете представить, что здесь всё выстроено согласно этому плану. А сам старец говорил так – «Ничего я здесь, даже камешка единого не поставил по собственному произволению. Всё сделано так, как велела сама Царица Небесная, она хозяйка этого места. И вовеки будет верховной игуменьей Дивеевской обители».

И вот уже в самом начале XX века в этом маленьком селе выстроили величественную пятиярусную колокольню. Её высота вместе с крестом 78 метров. На третьем ярусе 11 колоколов, мы можем видеть самый большой из них весом 5 тонн. До революции на колокольне были установлены часы, которые не только отбивают каждый час, но и каждые 15 минут исполняют ритм молитвы – Пресвятая Богородица, спаси нас. В монастыре всегда звучит молитва Царице Небесной. Проходя под колокольней взору откроется великолепный вид на монастырский архитектурный ансамбль. И можно увидеть главный собор обители – Троицкий, который так и был указан в плане Батюшки Серафима, в центре монастыря.

Троицкий собор вмещает более 3000 человек. В центральном пределе собора, в киотах можно увидеть две особо чтимые иконы. Справа – точный список с чудотворной иконы Умиление Пресвятой Богородицы, перед которой всю жизнь молился и скончался Батюшка Серафим. Он называл эту икону «Всех радостей радость и начало нашего спасения». Перед ней горела неугасимая лампада, елеем из которой старец помазывал всех приходящих к нему Богомольцев, и многие получали утешение и исцеление. Слева будет копия прижизненного портрета Батюшки Серафима, взглянув на который можно представить, как он выглядел при жизни. В этом соборе находится одна из главных святынь обители – рака с мощами Преподобного Серафима Саровского. А за ней установлены стеклянные витрины с личными вещами старца, которые во множестве сохранились поныне – очки, расческа старца, рукавицы, железный крест Вериги, который старец носил на своём теле под одеждой, осколок камня, на котором он молился 1000 дней в Саровском лесу. Среди этих вещей находится подлинник плана обители. На нём Батюшка Серафим все храмы пометил маленьким крестиком.

Справа от Троицкого собора в плане Батюшки был указан Трапезный храм, который освещён в честь благоверного князя Александра Невского. Храм вмещает 1600 человек, потому что до революции в монастыре подвязалось более полутора тысяч сестёр. А население Дивеево было 520 человек, в три раза меньше. И это был не просто монастырь, а целая область с огромными земельными угодьями. Сейчас в монастыре около 500 сестёр и на сегодняшний день Дивеевский монастырь считается одним из самых крупных в мире по численности насельников.

Прямо перед нами – белоснежный златоглавый Преображенский собор, который по праву можно назвать архитектурной жемчужиной Дивеева. Построен в самом начале XX века в неорусском стиле храм этот относит нас к древнерусской белокаменной архитектуре Владимиро-Суздальской Руси XII века. Пройдя немного вперёд можно воочию увидеть пророчество Батюшки Серафима, который говорил, что в конце времён на Канавке будет выстроен величественный собор. Старец даже точно указал место, где он будет находиться – на одной линии с колокольней и Троицким собором.

Изображение
Преображенский собор в Дивеевском монастыре

В 2012 году был заложен новый храм и ровно через 10 лет, в октябре 2022г. храм освятили в четь Благовещения и сейчас это самый высокий собор в Дивеево высотой 60 метров. И он собой завершает архитектурный комплекс монастыря. То есть это последний собор в Дивееве, который строится по заповедям самой Царицы Небесной. И конечно поражает внутреннее убранство этого храма. Внутри он украшен в византийском стиле. Стены, своды и потолок храма сплошь украшены мозаичными иконами. Мозаикой издревле украшали храмы, но её всегда чередовали с живописью. Что не только ускоряло процесс оформления, но и намного удешевляло, потому что мозаика дело весьма затратное. Но в этом храме, который находится внутри Святой Канавки, который называют домом Пресвятой Богородицы и входом в Небесное Дивеево, в этом храме решили выложить мозаикой всё внутреннее пространство. Свыше 8000 квадратных метров мозаики уложено в самом красивом соборе монастыря. 78 миллионов кусочков смальты украшают дом для Пресвятой Богородицы. Храм этот поистине находится на границе двух миров – миром людей и миром духовным, миром Святых. И когда мы переступаем порог этого храма, мы окунаемся в совершенно невероятное пространство, которое всё напитано благодатью Пресвятой Богородицы. Храм этот по завету Старца находится в сердце обители, в том месте, про которое сама Царица Небесная сказала – «Нету такого в мире больше и не будет». Место, где Она так обильно изливает свою благодать. Место это называется Канавка Пресвятой Богородицы.

Всё, что Царица Небесная хотела устроить в своём последнем, четвёртом уделе, она говорила своему избраннику – Преподобному Батюшке Серафиму, являлась ему 12 раз при его земной жизни, называла его «Любимиче мой». И вновь явилась ему в 1825 году, и повелела основать в Дивееве новую, невиданную доселе общину, которая будет состоять из одних только девушек. Восемь девушек Она назвала Старцу по именам, это были Её избранницы. Их нужно было взять из общины Матушки Александры при Казанской церкви и перевести этих девушек на новое место. И вот они-то, эти девушки, и место где они будут жить, и будут являться основой последнего, Четвертого Удела Пресвятой Богородицы. И настолько Царица Небесная заботилась об этих девушках, об этой общине, что Она сама указала место, где они должны будут жить. На востоке Она обошла по периметру небольшой участок земли, взяв всё, что находится внутри, себе в Удел. Туда и нужно было поселить девушек, построить им деревянные кельи.

Сам Преподобный Серафим срубил из Саровского леса мельницу, на доходы от которого эта община жила. Поэтому её так и стали называть – Девичья Мельничная Община. Мельница находилась на том месте, где сейчас стоит деревянная часовня в честь Батюшки Серафима и каждый может взять, по благословению от обители, освященные сухарики из чугунка Батюшки Серафима.

Чтобы оградить девушек и то место, в котором они живут, по той тропе, по которой прошла Царица Небесная, нужно было выкопать Канавку. «Почему именно Канавку, почему нельзя было забором огородить?» - интересовались даже девушки во времена Батюшки Серафима. Им тоже казалось, что забором будет быстрее, а главное надёжнее. Но на то было повеление самой Царицы Небесной, Она хозяйка этого места. Она сказала Батюшке – «Копать Канавку, прикасаться к этой земле, могут только девушки, и только сёстры могут её копать». Старец сказал, что – «Земля, по которой прошла Царица Небесная – Святая, её разбрасывать нельзя. Поэтому, когда вы будете копать» – говорил он девушкам – «землю, которую вынимаете складывайте вовнутрь, к себе в обитель». И вот из этой земли, которую девушки вынимали из Канавки, получился высокий насыпной вал.

И мы сейчас видим начало Канавки. Люди поднимаются вверх и идут по валу, по насыпи, по кругу за храмом и ровно с противоположной стороны все спускаются, точно повторяя эту тропу, по которой прошла сама Царица Небесная. Конечно, не случайно она устроила именно так. Когда на земле строят крепость, то вокруг тоже копают глубокий ров, а потом делают высокий вал, по которому ходят стражники, защищающие крепость. Вот таким же образом Царица Небесная защищала своих девушек. Но от какого же врага? Конечно же от врага духовного. И о духовном значении Канавки Батюшка Серафим говорил так – «Кто по Канавке пройдёт, да полтораста Богородиц прочтёт, тому тут всё – и Афон, и Иерусалим и Киев». Почему он так сказал? Потому что Канавка и есть то место, где благодать Пресвятой Богородицы со всех Её Трёх Уделов собрана воедино. А что это за места такие – Афон, Иерусалим, Киев, о которых Старец говорил? Это основные места паломничества, они были известны каждому верующему человеку. Для чего люди ходят в паломничество? Чтобы поклониться святыне и напитать свою душу благодатью. А старец сказал – «Кто пришёл ко мне в Дивеево, больше никуда ходить не надо, кто пройдёт по Канавке и прочитает правило, побывает сразу в трёх местах – на Афоне, в Иерусалиме и в Киеве». Вот сколько благодати Пресвятая Богородица изливает на это удивительное место. Ведь она исполняет своё обещание и каждые сутки приходит в Дивеево и ходит по Канавке. Но когда это происходит, в какое время суток – никто не знает. Поэтому старец и сказал – «Счастлив тот, кто пробудет у меня в Дивеево целые сутки, с утра до утра, потому что каждые сутки Дивеево посещает Царица Небесная». А те, кто приезжают сюда – Её гости. Многие думают – захотел, сел и приехал. Такого не бывает. Сюда приезжают лишь тогда, когда на то есть воление хозяйки этого места Пресвятой Богородицы. Ей одной только ведомо, когда для человека наиболее полезно посещение этого удивительного места.

Поэтому все, кто приезжает сюда – гости Царицы Небесной. И как каждый воспитанный человек, мы знаем как вести себя в гостях – мы благодарим хозяев. А как же можно отблагодарить Царицу Небесную? Вот Батюшка Серафим и заповедовал – каждые сутки встречать её здесь, на Канавке, с молитвой. Сто пятьдесят раз вознесите молитву «Богородица, Дево, радуйся». Сёстры обители, гости, паломники с радостью исполняют это благословение, ведь он сказал – «Сама Царица Небесная избрала это место для прославления имени своего и своим пояском измерила». И сейчас длина Канавки, то есть самого рва, по периметру составляет 777 метров. А высота по словам Старца – до небес. И это действительно так. Поэтому все молитвы, которые возносит человек на Канавке, ближе к небу, ближе к Богу и Пресвятой Богородице.

На земле много святых мест, много святынь. Но только одно место, где каждые сутки бывает Царица Небесная. Здесь всё напитано её благодатью. Благодати хватит на всех. Но каждый из нас примет её в свою меру. Вот кто сколько сможет вместить. Поэтому я вам всем желаю, чтобы вы столько этой благодати на себя приняли, чтобы приехали домой, привезли своим близким, родным, чтобы на них тоже хватило. И они почувствовали, в каком удивительном месте вы побывали!

Мозаичная икона Всех святых в Дивеевском монастыре. Фото Александр Смирнов
Мозаичная икона Всех святых в Дивеевском монастыре. Фото Александр Смирнов

Рекомендую также прочитать О богородичном правиле.

Telegram Вконтакте Дзен YouTube RuTube